Главная » Статьи » Творческие шаги

Настольная книга начинающего автора

Проба пера затянула и не отпускает? Творческий порыв жаждет какой-нибудь подпитки?… Бесконечные вопросы, вопросы…

Если подобное происходит в вашей жизни, то настало время искать что-то, что послужит мотиватором в творческой работе, что заставит вдохновению забить ключом…

В такие моменты многие начинающие авторы обращают пристальное внимание на бессменные перлы великих и признанных… Внимательно всматриваются в тонкое сплетение букв и слов знаменитых писателей… Ищут сочинители самое важное, то, что расшевелит фантазию и растормошит мозг.

Хотя порыв изучить творчество известных литераторов не всегда продиктован застоем собственной творческой мысли. Бывает, что автор чувствует свою незрелость, понимает необходимость учиться и учиться… И если учебным процессом движет только внутренний посыл, а не обязательство сдать в срок контрольную или курсовую, то происходят многочисленные кидания то к одной книге, затем к другой… Хаотичны поиски. И пока ты нарвёшься на нужный экземпляр может пройти долгое время.

Такой порыв был и в моём случае. Почувствовав однажды тягу к письму, пришло понимание – как много я не знаю! Сколько великих произведений простаивает на книжных полках, не привлекая внимания…

Хотя, не всё так плачевно. Читать приходилось, и в большинстве своем, интересные познавательные книги. И даже качество чтения сильно поменялось – ты уже не просто пробегаешь глазами строки, жадно поглощая сюжетную линию, а с пристрастием эксперта-криминалиста заостряешь внимание на пунктуации, оформлении диалогов, особенностях авторского почерка…

А чувство нехватки чего-то… всё равно не отпускает.

Вскоре захотелось узнать, как же складывался творческий путь у известных писателей, как оттачивался их стиль письма… А как начинали и продолжают строить свою работу современные авторы? Что толкает людей совершать пробу пера в настоящее время?

Задав задачку, принялась искать. Искала, искала…

Настольная книга начинающего автора

Книг, где затрагивается творческая жизнь известных авторов, где раскрывается тайна писательского начинания, много, но читать занудные опусы критиков не всегда интересно, порой, совсем скучно. А хотелось найти то, что захватит, закрутит и… не отпустит!

…Прошёл не один год, прежде чем я нашла свою настольную книгу. До этого момента с огромным интересом читала и перечитывала небольшую книжку Константина Паустовского «Золотая роза» – литература для старшеклассников. В ней доступным, понятным и простым (возможно, кому-нибудь покажется даже очень простым) языком рассказывается о творческой работе писателя. Паустовский не усложняет свои мысли витиеватыми сравнениями, текст воспринимается легко и ясно, и вместе с тем, повествование ярко и полно передаёт авторское виденье писательского творчества:

«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – всё это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму…»

Размышляя на тему «писательства», Паустовский тонко подмечает:

«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов»…
…Прежде всего – зов собственного сердца…»

С такой трактовкой сложно не согласиться, если ты позиционируешь себя как пишущий автор, мысли которого то и дело посещает сумасшедшая идея сотворить бессмертный шедевр…

Чуть позже в мои руки попала книга Сомерсета Моэма «Подводя итоги». Произведение похоже на автобиографию, но сам автор так не считал:

«Эта книга – не автобиография и не мемуары. Всё, что случилось со мною в жизни, я так или иначе использовал в своих произведениях…»

Книгу прочла на одном дыхании. Окунуться в творческий процесс известного автора, узнать немного его жизнь, пусть и со страниц книги, увлекательное путешествие. Только всё не о том, здорово, интересно, но не о том. Ищешь чего-то для себя, какого-нибудь совета, рекомендации, что-то такое, что послужит подсказкой, узнав которую ты будешь творить, как великий мастер…

Как мне кажется, смысл настольной книги именно в том, чтобы бесконечно много раз обращаться к строкам, тронувшим сердце и душу. Так ты ищешь, ищешь… и находишь! Находишь книгу «Птица за птицей» автора Энн Ламотт. Жадно прочитываешь. То и дело ловишь себя на мысли: «…читай медленней, не торопись, вникай…» Только без толку всё. Проглатываешь, как ароматный поджаристый кусочек стейка с гриля, даже корочкой похрустеть не успеваешь…

С первых страниц книги Энн Ламотт увлекает необычным повествованием. Живой, юморной слог… И самое главное! – масса рекомендаций новичкам-графоманам. Аве-е-е…! Я нашла! Вот оно, то, что я так долго искала!…

Наконец-то нашёлся автор, который с интересом рассказал о своей работе писателя, о том, что следует предпринять, когда провидение подкинуло перо в руку, а что делать, не сказало. Сам думай. Всё верно, думать необходимо самому, только зачем «изобретать велосипед»? Можно ведь обратиться к мастерам эпистолярного жанра, поучиться у них, а своё время потратить на создание незабываемого умопомрачительного шедевра. Да, да, того самого, о котором мечтает любой новичок-графоман, хоть и лукавят некоторые, скромно заявляя, что пишут только для себя. У меня всегда, в таком случае, возникает вопрос: интересно, а почему я в курсе ваших писательских изысканий?

Ой, отвлеклась, как говорится, нить повествования ушла в сторону. Итак, вернусь к рекомендациям от Энн Ламотт, вернее, к их крохотной части, к той, которая хоть немного позволит создать впечатление о книге «Птица за птицей». Для тех, кто увлечён малой прозой, будет интересен вот такой, как написано в книге, рецепт:

Настольная книга начинающего автора

«ПФРКИ: Происшествие, Фон, Развитие, Кульминация, Итог. Начать надо с какого-то случая или происшествия, достаточно интересного, чтобы читателю захотелось узнать, что дальше. Фон – когда, мы узнаем, кто эти люди, с которыми всё случилось: откуда они взялись, как оказались вместе, что было до начала истории. Затем нужно добавить деталей, сделать образы объемными, показать, чем персонажи дорожат больше всего. Сюжет – внутренняя драма, поступки, напряжение – вырастет именно из этого. Ведите персонажей дальше и дольше, пока все линии не сойдутся в точке кульминации, после которой для главных героев многое всерьёз изменится. А в конце нужно показать, какими они стали, с чем остались, что произошло и что это для них значило…»

Ещё небольшой полезный совет: «писать лучше понемногу, маленькими порциями». Основная мысль в том, что замахнуться на длинный жизненный опус – хорошая идея, но новичкам-авторам браться за это – «всё равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочиться кровь…» Правильней будет начать с небольшого кусочка информации, который можно разместить в рамке для фотографий размером пять на восемь. Энн Ламотт всегда держит перед глазами такую рамочку, как напоминание о необходимости зафиксировать минимальное количество слов…

Добавлю от себя, вернее суммарно от большинства авторов, – писать необходимо! каждый день. Достаточно даже одну, две строчки, но ежедневно, дабы не потерять связь со своим почерком и навыком письма – эта рекомендация покорителям слова от Алексея Толстого («Собрание сочинений», 10 том).

Возвращаясь к главному, то есть книге Энн Ламотт «Птица за птицей», хочу добавить, что кроме восторга, работа может вызвать приступы задумчивости: а тем ли делом, детка, ты занимаешься? Если тем, то насколько серьёзен твой выбор? Например, Энн Ламотт пишет о знакомом писателе, который каждое утро садится за стол и нежно говорит сам себе: «Ну, у тебя же есть выбор, правда? Ты можешь либо писать – либо застрелиться!»

Правда, слов, от которых впадёшь в задумчивый ступор, мало, в основном продуктивное позитивное чтение. Даже любителям устраивать бардак и кипишь, будет приятно услышать, что «…беспорядок есть признак живой жизни…, а безупречный порядок означает, что всё навсегда останется так, как есть. Там, где он царит, нужно сдерживать себя, ходить затаив дыхание. А живой текст должен дышать и двигаться…»

И ещё много всего, всего… Возможно, мои рукоплескания в адрес книги «Птица за птицей», будут единственными. Быть может, только я тронута мыслью автора о писательском ремесле:

«У писательского ремесла есть огромный плюс: оно даёт законный повод перепробовать разные занятия и исследовать разные места. Ещё один плюс в том, что сочинительство учит вглядываться в жизнь, в его гущу, в то, как она кипит и движется вокруг…»

Возможно, у вас назрел вопрос: а, что, собственно, Марина, вы всем этим хотели сказать?

Отвечаю: просто начинающий автор, то бишь я, когда-то жадно искала информацию на тему: «Настольная книга начинающего автора». Интернет мучила не один час и день, в попытке отыскать некое методическое пособие для покорителей пробы пера. Находила полезный «кусок» информации в одном месте, что-то милое и ободряющее в другом… А оно возьми всё и соберись в одном замечательном увлекательном месте – книга «Птица за птицей». Видимо, кто-то там, на Небесах, посмотрел на горемыку-автора судорожно жмущего на клавиши компьютера и без конца мусолящему кудряшки на голове, да и сжалился, подкинув информацию о книге…

Полезное заключение

…Что ж, цитируя книгу по крохам невозможно создать полное впечатление о произведении, раскрывающем тайны писательского мастерства. Для этого нужно прочесть каждую главу, каждый абзац… Скажу лишь немного, но словами Энн Ламотт:

«Нужно всё время дарить, и дарить, и дарить себя миру. Иначе нет смысла писать. Что-то должно всё время проистекать из глубин твоего существа; тогда дарение станет само по себе наградой. Издать книгу – не самое важное дело на свете. А вот научиться дарить себя – достижение вселенского масштаба…»

Категория: Творческие шаги | Добавил: Автор (26.03.2016)
Просмотров: 569 | Теги: Птица за птицей, Энн Ламотт, настольная книга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar